Информационные утечки о конфигурации будущей PlayStation 5 Pro вызвали значительный интерес среди фанатов Sony. Согласно инсайдерской информации, новинка может предлагать почти двукратный рост производительности по той же цене, ставя под сомнение способность консоли показывать игры с трассировкой лучей в 4K при 60 кадрах в секунду.
Общие характеристики
Технические характеристики PS5 Pro еще не были официально объявлены, но в сети появился ряд информационных утечек. Некоторые из наиболее правдоподобных собраны ниже. Следует отметить, что данные все еще являются предметом спекуляций.
Согласно версии Тома Хендерсона, выпущенной 22 июля 2023 г., и Zuby Tech от 28 июля 2023 г., а также Kepler от 13 декабря 2023 г., новая PS5 Pro может иметь процессор AMD с архитектурой Zen 4, 8 ядер, 16 потоков и частотой от 4,2 до 4,4 ГГц. Относительно графического процессора предполагается использование AMD Radeon с архитектурой RDNA 3, с производительностью более 17 или 23 терафлопс.
Ожидается, что память RAM составит от 16 до 20 Гб GDDR6X с пропускной способностью от 576 до 760 Гбит/сек. Накопитель SSD может иметь объем 0,825 или 1,65 Тб со скоростью 5,5 Гб/сек.
Относительно цены и даты выхода варианты колеблются, но ожидается, что новая консоль будет стоить от 499$, с возможным выходом в ноябре 2024 года. Учитывая технологическое партнерство Sony с AMD, эти данные выглядят убедительно, что позволяет надеяться на значительное улучшение производительности в будущей PS5 Pro.
Данные о процессоре
Инсайдерская информация о процессоре будущей PlayStation 5 Pro подтверждает, что он будет оснащен 8 ядрами и 16 потоками (по 2 потока на ядро), но с тактовой частотой в диапазоне 4,2-4,4 ГГц. Это больше, чем у стандартной PS5, имеющей частоту 3,5 ГГц.
Среди потенциальных процессоров для PS5 Pro AMD Ryzen 7800X3D Gaming Processor отмечается как наиболее вероятный вариант. Этот процессор имеет архитектуру Zen 4, базовую частоту 4,2 ГГц, которая может повышаться до 5 ГГц, 8 ядер и 16 потоков. В качестве варианта для оригинальной PS5 может быть использован Ryzen 7 4700G, имеющий архитектуру Zen 2, базовую частоту 3,6 ГГц с возможностью разгона до 4,4 ГГц.
Ожидается, что PS5 Pro получит существенное обновление архитектуры и базовой частоты, что обеспечит значительное повышение производительности.
Ryzen 7 7800X3D имеет встроенный графический ускоритель с двумя блоками RDNA 2, но его производительности недостаточно для геймерских нужд. Поэтому для PS5 Pro, скорее всего, будет установлен другой графический ускоритель. Ожидается, что обновленный процессор в PS5 Pro значительно улучшит игровой опыт, особенно в графически интенсивных играх.
Какой будет видеокарта
Оригинальная PlayStation 5 оснащена графическим процессором AMD Radeon с архитектурой RDNA 2, который имеет 36 вычислительных блоков с частотой до 2,23 ГГц, что обеспечивает производительность на уровне 10,3 терафлопса. Ближайшим аналогом в линейке видеокарт AMD Radeon RX 6000 является RX 6700 с аналогичными характеристиками. Это видеокарта среднего уровня, ее производительность находится между RTX 3060 Ti и RTX 3070. Однако с включенной трассировкой лучей она отстает даже от RTX 3060.
Инсайдерские источники обещают для PS5 Pro от 60 до 72 вычислительных блоков с общей производительностью более 20 терафлопсов. Анализируя графические чипы RX 7000, можно предположить, что основой графического ядра PS5 Pro станет RX 7800 XT с 60 вычислительными блоками и частотой 2124 МГц. Видеокарта на этом чипе относительно производительна, особенно в классических играх без RT.
Важным фактором также объем памяти. Базовая версия PlayStation 5 имеет 16 Гб памяти, однако большинство инсайдеров считают, что Pro-версия получит 20 Гб. Это важно, поскольку базовая версия консоли, основанная на RX 6700, использует 10 Гб оперативной памяти, в то время как RX 7800 XT имеет 16 Гб. Следовательно, 20 Гб оперативной памяти для PS5 Pro будет более адекватным объемом, обеспечивающим высокую производительность.
Другое "железо"
Инсайдерские источники указывают на увеличение емкости SSD-накопителя в PlayStation 5 Pro. Хотя "волшебный" SSD, разработанный Sony, считается необходимым для современных игр, практика показывает, что аналогичные скорости последовательного чтения и записи возможны и в ПК с шиной PCIe 4.0, которые используются уже с 2021 года. Специальные алгоритмы сжатия данных, используемые Sony, действительно предлагают некоторые преимущества, но существующие игры на консоли не демонстрируют необходимость использования таких устройств.
Наиболее увлекательным в истоках является упоминание о "кастомном" чипе, предназначенном для ускорения работы искусственного интеллекта. Согласно информации, этот чип разрабатывается совместно AMD и Sony и преследует цель ускорения работы нейросетей. Технологии AMD (FSR), применяемые для оптимизации производительности в видеоиграх, уступают Nvidia (DLSS). Использование этого чипа может помочь Sony догнать Nvidia в этой области.
В начале 2023 года AMD представила первые в мире x86-совместимые процессоры с встроенным блоком для работы с ИИ под названием Ryzen AI. Этот блок можно использовать не только для обработки графики. AMD еще не готова к массовому внедрению Ryzen AI из-за высокой стоимости и необходимости разработки реальных сценариев использования. Тем не менее, Sony PS5 Pro могла бы стать платформой, позволяющей решить обе эти задачи.
Цена вопроса
Сравнивать стоимость комплектующих для настольных ПК и игровых консолей всегда сложно из-за высокой степени интеграции последних. При этом, консоль всегда будет дешевле аналогичного "десктопного железа". Однако попробуем примерно оценить стоимость PlayStation 5 Pro.
Оригинальная Sony PlayStation 5 имела стартовую рекомендованную розничную цену $399 за версию без оптического привода и $499 за версию с приводом Blue-Ray. Розничная цена возможного предка процессора консоли (Ryzen 7 4700G) в 2020 году составляла $290, а видеокарты — около $480. Следовательно, цена консоли составляла от 50 до 65% от общей стоимости видеокарты и процессора с похожей производительностью.
По некоторым оценкам, Sony несла убытки в $170 с каждой проданной консоли, что производит ее себестоимость около $670 (для версии с приводом), или 87% от стоимости базовых компонентов. Однако это включало затраты на логистику и другие факторы, такие как дефицит полупроводников в 2020-2021 годах. В обычных условиях ущерб был бы меньше.
Стоимость процессора Ryzen 7 7800X3D снизилась примерно до $350 в конце года, но неизвестно, сколько может стоить Ryzen AI. Видеокарты RX6700 XT стоят около $320. Таким образом, более мощные компоненты будут дешевле для Sony примерно на 10%, чем на старте предыдущего поколения.
На основе этих данных можно оценить себестоимость PlayStation 5 Pro в $600. Даже если затраты на логистику и производство будут ниже, чем при запуске оригинальной PS5, нижний предел себестоимости консоли может быть оценен в $500. Таким образом, заявленная инсайдерами цена в $499 для PS5 Pro означает, что Sony либо будет нести убытки, либо продает их без убытков, пока затраты на производство не снизятся.
Можно предположить, что начальная цена PS5 Pro может быть выше, чем ожидалось. Вполне возможно, что цена составит $549 или даже $599, поскольку компания не может позволить себе нести убытки по каждому проданному устройству.
Общая оценка
Потенциальная PlayStation 5 Pro выглядит достаточно обещающей в контексте игровых устройств. Конечно, с точки зрения производительности, она не сможет конкурировать с самыми мощными настольными ПК, оснащенными RTX 4090 или RX 7900. Однако PlayStation 5 Pro может впервые обеспечить реалистичную графику в 4K или стабильные 60 кадров в секунду (но не одновременно) с поддержкой трассировки лучей на консоли.
Что касается разговоров о поддержке 8K-разрешения, то это, скорее всего, маркетинговый трюк. Даже современные высокопроизводительные компоненты AMD не способны на такую производительность. Sony, кажется, выбрала самые лучшие возможные решения своего партнера, учитывая стоимость. Даже если Sony не сможет удержать цену консолей в пределах $500, PlayStation 5 Pro все равно будет лучшим игровым устройством по соотношению цены и производительности в 2024 году.
Если подтвердятся слухи об интеграции ИИ-чипа в процессор, то мы, вероятно, услышим много рекламного шума о несравнимых преимуществах этого искусственного интеллекта кремния, подобно историям об "волшебном SSD". Искусственный интеллект сейчас очень популярен, но будет ли он использоваться в играх?
Если использование этого чипа для обработки графики не потребует внесения значительных изменений в код игр, как это было с FSR, то игроки могут ожидать роста производительности и качества технологии масштабирования от AMD. В противном случае сложно ожидать поддержки специального чипа от посторонних разработчиков игр. На консолях Xbox такого чипа (пока!) нет, а также он не интегрирован массово в процессоры Ryzen.
В общем, консоль выглядит как качественный игровой ПК – и, по сути, она им и есть.